Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования являются одним из ключевых элементов модернизации российской школы.
Основными целями разработки и введения новых образовательных стандартов общего образования являются:
- обеспечение в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований и механизмов регулирования, формирования соответствующих универсальных учебных действий;
- обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, овладения ими духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- демократизация образования и всей образовательной деятельности, создание условий для индивидуального развития каждого обучающегося в Российской Федерации
Стандарты представляет собой принципиально новые для отечественной школы документы, которые разработаны на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования. В Стандартах обеспечена преемственность с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ.
При разработке Стандартов образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:
- российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;
- консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
- национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;
- патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
- идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;
- конкурентоспособности личности, общества и государства;
- ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.
В основу разработки Стандартов положена целевая установка, предусматривающая к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования.
Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования.
В связи с этим отличительной особенностью новых Стандартов является направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Стандартами устанавливаются взаимосвязанные требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Утверждение и введение федеральных государственных стандартов станут важнейшими шагами на пути модернизации отечественного образования, российского общества в целом.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования:
- ФГОС НОО-22
- ФГОС ООО-22
- Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.)
Документы ОУ
Муниципальные документы
- Приказ УОН от 17.01.2022 № 26 Об орг. р-ты по введ. ФГОС НОО и ООО
- Письмо УОН от 26.01.2022 № 407 Об органиации работы по введ. обновл. ФГОС
- Письмо УОН от 01.12.2021 № 7921 О проведении мониторинга обновленных ФГОС НОО и ООО
- Письмо СЦРО от 08.02.2022 №125 О проведении краевого вебинара
Региональные документы
- Приказ МОНиМП КК от 13.01.2022 № 28 Об орг. р-ты по введению обновл. ФГОС
- Письмо МОНиМП КК от 26.11.2021 № 47-01-13-26883 — 21 О проведении мониторинга готовности ОО к введению обновленных ФГОС НОО и ООО
- Письмо МОНиМП КК от 18.01.2022 № 47-01-13-633 — 22 Об орг. р-ты по введению обновленных ФГОС
- Письмо ИРО КК от 18.01.2022 № 01-20 — 120 Об организации работы по введ. обновл. ФГОС
- ГБОУ ИРО КК Информационная памятка ФГОС НОО и ООО-2022
Федеральные документы
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Пр. Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 Об утверждении ФГОС ООО
- Пр. Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 Об утверждении ФГОС НОО
- Пр. Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 Об утверждении ФГОС ООО
- Пр. Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 413 Об утверждении ФГОС СОО